Интересное

Адаптация ребёнка в детском саду. Что нужно знать родителям?

27.08.2020

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. И в первую очередь общения со сверстниками. Поскольку, начиная с трёхлетнего возраста, ребёнок нуждается в общении с другими детьми. Также ребёнок узнает, что помимо близких взрослых, есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться. Одним из несомненных плюсов посещения детского сада является приобретение самостоятельности. Приучение к ежедневной зарядке, режиму дня, уборке своей кроватки и наведению порядка после игры – посильная помощь не только маме, но и самому себе.

Родителям важно знать, что при поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период. Меняются условия жизни малыша. Его окружают новые люди, меняются приемы воспитания, обстановка. Процесс привыкания довольно длительный и зависит от многих факторов. Важно учитывать, что адаптивные возможности ребёнка дошкольного возраста достаточно ограничены. Процесс адаптации состоит из двух составляющих: физическая и психологическая.

Физическая адаптация. Отвечает за состояние здоровья и устойчивость к различным инфекциям. Её задача – дать ребёнку привыкнуть к другому режиму дня, к регулярным прогулкам в новом месте, к большому и частому контакту со сверстниками, к иной еде.

Психологическая адаптация. Затрагивает эмоционально-волевую сферу. Посещая детский сад, первое время ребёнок испытывает нервное напряжение.

В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, “одушевленная” взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.

Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Чем могут помочь родители? Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

  1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
  2. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять “отсыпаться” слишком долго, что существенно  сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется “отсыпаться”, значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
  3. Не перегружайте малыша  в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
  4. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  5. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
  6. Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. “Проиграйте” эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.
  7. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
  8. Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать “пока”). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

 Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но “за кадром” почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! А ведь часто бывает, что поведение малыша в период адаптации – это своего рода отражение тревожности и беспокойства мамы. Если у Вас возникли вопросы касательно адаптации Вашего ребёнка в детском саду, смело обращайтесь к штатному психологу нашего центра. В Беби Эйнштейн Вы можете получить консультацию нашего специалиста и найти ответы на волнующие Вас вопросы!